Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №6 г. Пролетарск
Консультация для родителей «Наши добрые песни» Слушаем и поём песни В. Шаинского
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Детей необходимо воспитывать добротой, а вместе с тем воспитывать доброту. И музыка может стать верным помощником в процессе воспитания доброты. Музыка – это также и одно из средств воспитания, которое воспитывает в ребенке эстетические чувства, то есть умение видеть прекрасное в мире, а также формирует духовно-нравственное начало личности. Песня – самый лучший друг, она всегда с тобой, живой и верный спутник твоей жизни. Она объединяет людей в едином душевном порыве. Прослушивание детских песенок в раннем детстве и младенчестве помогает ребенку быстрее освоить человеческую речь, потому что влияет сразу на слух, голос и память. Малыш со временем начинает повторять мотивы песен, сначала просто пытаясь имитировать знакомые звуки, а позже, произнося слова. Пение развивает легкие и помогает голосу обрести силу, а также вырабатывает дикцию. Однако ребенок не только повторяет знакомые песенки, но и поет свои, придумывая мелодию, интонацию и свою детскую историю. Это говорит о развитии творческих способностей. Он отходит от подражания к созданию собственного продукта, учится вкладывать свои чувства в песню, развиваясь эмоционально. Ребенок начинает представлять себя певцом и придумывать движения, подходящие под мелодию, и таким образом развивает физические данные, чувство ритма и координацию движений. Прослушивая песни, которые учат доброму отношению, дружбе, сопереживанию, любви к близким, у ребенка формируется понятие о добре и зле и взаимодействии людей в обществе. Веселые и задорные мелодии положительно влияют на эмоциональный фон ребенка и нервную систему. Он растет здоровым и счастливым человеком, умеющим правильно выражать свои чувства и эмоции. «Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Антошка», «Чебурашка» - эти песни так прочно вошли в нашу жизнь, что мы не представляем себя без них. Кажется, что они существовали всегда, а их автор-композитор Владимир Шаинский всегда писал песни. Чем объяснить тот факт, что детские песни Шаинского так популярны? В музыке Шаинского малыш слышит прежде всего добрую тональность, ласковую улыбку, видит желанных героев. И ему бесконечно близки эти герои, их отношения, поскольку в них он видит себя и свое отношение к другим. Все творчество Шаинского для детей можно определить так: дружба, улыбка, доброта. Отсюда популярность крокодила Гены, Чебурашки, крошки Енота Дети рисуют крокодила, так как они хотят дружить с ним. А Чебурашка стал символом необычайной, беспредельной сердечности и доброты. На зимней Олимпиаде 2006 года, проходившей в Турине, талисманом российской сборной стал тоже Чебурашка. В своей детской музыке В. Шаинский удивительно чутко «подслушал» интонацию ребячьего говора. Песня «Чему учат в школе» звучит необычно мягко, нежно, светло, и немного грустно. Но это для взрослого. Для ребенка же эта песня не просто рассказ, а игра в школу, где он рассказывает сам себе и другим о том, какой должна быть школа, какой он ее себе представляет. Какой же огромной воспитательной силой должна обладать песня, если мораль: «книжки добрые любить и воспитанными быть учат в школе» преподносится не учителю и не взрослым, а пропевается самим ребенком, приходит к нему изнутри, сразу становясь его собственным, а потому самым ценным и твердым убеждением. О музыке композитора много говорят и пишут. Шаинский обладает ярким мелодическим дарованием, его песни легко запоминаются благодаря простым, но вовсе не примитивным интонациям. Частые повторения этих интонаций облегают их запоминание. И в то же время песни Владимира Яковлевича необычайно современны. Их содержание, мелодии близки и понятны детям. Повторяя яркие, запоминающиеся мелодические обороты, ребенок не только лучше запоминает песню, но и получает огромное удовольствие от самого процесса повторения, пропевания «лакомой» интонации. Она у него получается, и в этом счастье маленького человека. Добрые советские мультфильмы, сказки и детские фильмы подарили нам множество хороших детских песенок, которые из-за своих поучительных текстов актуальны и в двадцать первом веке. Поколение, выросшее на советской мультипликации, хорошо помнит «детские песни из мультфильмов» и передает это знание своим детям. И в этом еще одно доказательство большого воспитательного и эстетического воздействия песен Шаинского на детские сердца. Ведь мы должны учить ребят не только любви, дружбе и доброте, но и печали, грусти. Очень важно, чтобы наши дети смогли чувствовать чужую боль, чужое горе и сумели пережить свое, чтобы не сломались и не оступились они в трудную минуту. Ведь жизнь – это не только лишь одни праздники.
Подготовила музыкальный руководитель Лебедева А.С. 25 июля 2023 в 15:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.