Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №6 г. Пролетарск

Проект «Развитие культуры движения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством эвритмии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

                                                        Проект

 

 «Развитие культуры движения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством эвритмии»

  Автор: Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель

База внедрения проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Участники : музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, воспитатели, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.

Вид проекта:

по направленности: музыкально-оздоровительный;

по продолжительности: долгосрочный (сентябрь2019- май 2020г);

по количеству участников: коллективный

Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:

– социально-личностное;

– познавательно-музыкальное;

– речевое;

– художественно-эстетическое;

   Проблема: поиск эффективных путей развития движений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе занятий музыкальной деятельностью в дошкольном учреждении.

Актуальность проекта:

Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. На данный период эта проблема становится еще более актуальной и в нашем детском саду. Дети  с общим недоразвитием речи посещают детский сад и они тоже хотят полноценно радоваться жизни, принимая в ней активное участие. Только  это дает ребенку  чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Однако, такие дети чаще скованны на занятиях, движения в играх и танцах неуклюжи и хаотичны, дети эмоционально закрепощены. Актуальность музыкальной деятельности заключается в том, что она позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных движений в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия.

Эмоциональная закрепощенность дошкольников с ОВЗ и слабое проявление артистических способностей, а так же низкие показатели у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по  следующим показателям освоения программы:

• развитие ассоциативно – образного мышления, фантазии и творческого воображения при выполнении творческих заданий;

•  развитие слухового фона детей и способность его сопоставлять с заданным образом;

подтолкнули меня к поиску и применению в музыкальной деятельности инновационных подходов в развитии движений детей с ОВЗ в музыкальной деятельности.
Психологи подтверждают, что эмоции, как физиологическое явление ,поддаются развитию. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в центре внимания должен быть художественный образ произведения и постижение его через эмоциональное сопереживание. Известный физиолог И. Павлов доказал, что если подаваемая информация не подкреплена эмоциями, то в коре головного мозга формируются центры ее нейтрализации. В связи с этим воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания и восприятия музыки является актуальной проблемой современной музыкальной дошкольной  педагогики. Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А.Безбородова, Л.А.Рапацкая и др. рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкий мышлению, но протекающей в иных формах и по другим законам. Восприятие музыки детьми с ОВЗ становится более эффективным, если слушание музыки, заучивание стихов одновременно комбинировать с движениями (хлопки, притопы, отстукивания и т.д.). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно.

 Изучение методической литературы, а так же опыта коллег- музыкальных руководителей, педагогов дошкольного образования позволило мне сделать вывод о необходимости включения эвритмии в педагогический процесс как эффективной игровой терапии, оказывающей положительное влияние на культуру движения детей.

В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как – арт-терапия (Р.Штейнер). Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую терапию, в том числе и сказкотерапию, кинезитерапию, эвритмию. Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересной по сути и содержанию является эвритмия.

Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Ёе основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером. Она успешно используется в традиционном образовании, как дополнительная возможность самовыражения для детей.

Поэтому мной была поставлена  цель проекта  - разработать систему  развития  движения с детьми  старшего дошкольного возраста с ОВЗ  посредством включения эвритмии в музыкальную  деятельность.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить современные теоретические исследования и передовой педагогический опыт по проблеме.

2. Внедрить технологию, методы и приемы, обеспечивающие эффективность развития движений посредством эвритмической гимнастики в музыкальной деятельности.

3. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижений эффективных результатов по обозначенной теме.

4. Выявить эффективность реализации системы использования в музыкальной деятельности эвритмии.

Новизна: развитие движений и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при систематическом использовании в музыкальной деятельности эвритмической гимнастики.

Предполагаемый результат:

1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

План  реализации проекта:

1.Организационный этап

 август 2019 г.

Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; пополнение библиотеки методической литературы, подбор музыкального репертуара, разработка перспективно-тематического планирования организации музыкальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием эвритмии, с учетом результатов диагностики.

сентябрь 2019г.

Внесение дополнений и изменений в рабочую программу музыкального руководителя. Составление примерных музыкальных  занятий, включающих эвритмическую гимнастику.

 октября 2019г.

Подготовка развивающей среды,  атрибутов, костюмов

2 этап -Основной, практический,

ноябрь 2019- март 2020г

 Октябрь 2019:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

(Эвритмия в играх и упражнениях)

 «Песенка гласных звуков»

Цель: нормализация речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепления мимической мускулатуры, улучшения голоса, закрепление гласных звуков (символов гласных звуков), развития общей моторики.

Выполняем весело – поем громко, тихо, шепотом звуки:  А,О,У,Ы, И, Э

«Молоток»

Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

Ход игры: 

выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта.  «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук-  тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им но - вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1)  и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

палочкой по треугольнику.

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей:

Праздник «Осень», развлечение «Осенний калейдоскоп»

Работа с педагогами:

Консультация «Музыкальные способности детей 5-7 лет с ОНР»

Круглый стол с педагогом-психологом и учителем-логопедом

«Эвритмические занятия с детьми дошкольного возраста»

Ноябрь 2019:

(Эвритмия в играх и упражнениях)

Образовательная деятельность с воспитанниками:

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

 «КРУЖОЧКИ»

Цель: Цель: Развитие общей и мелкой моторики, темпо - ритмической стороны речи, внимания, эмоционально-волевой сферы и т.д.

Ход игры: музыкальный руководитель показывает детям, что большие

кружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает

кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги,

прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей:

 

Музыкальный досуг «Посиделки на Покрова», «День народного единства», консультация с видеопрезентацией

«Волшебные вибрации».

 

Работа с педагогами:

Консультация: «Роль музыкально-ритмических движений и игр».

Мастер -класс «Эвритмия в играх и упражнениях»

 

Декабрь 2019:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

(Эвритмия в ритмо-речевых упражнениях)

«ДОЖДИК: КАП!»

Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.

Описание:

Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!         Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап!Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!Топают попеременно ногами.

Дети: ха, ха, ха!Вытягивают руки вперед ладонями вверх

 Мама: ах, ах, ах!Качают головой.

 Дождик: кап, кап, кап!Хлопают ладонями по коленям.

  Туча: бах, бах, бах!Топают ногами.

 «КАПЕЛЬКИ»

Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции.

Описание:

назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.

Дождь по крыше заплясал,

Капельками застучал:

Вот одна, а вот другая,

Третья, пятая, восьмая.

Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей:

 

Выступление на родительском собрании,

Подготовка к новогоднему празднику с элементами театрализации по мотиву р. н. сказки.

Изготовление костюмов, атрибутов к празднику.

 

Работа с педагогами:

Доклад муз. руководителя на педагогическом совете :

«Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя».

 

Январь 2020:

 

Образовательная деятельность с воспитанниками:

(Эвритмия в музыкальной ритмо-речевой игропластике)

 

«НЕ ЗЕВАЙ!»

Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить

   повторяющийся ритмический рисунок.

Оборудование: бубны по количеству детей.

Описание: 

дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А. Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.

«ЗИМА»

Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.

Описание: 

зимушка-зима нас радует своими играми и забавами.  Дети

выполняют ритмичные движения под следующие слова:

Ух! Ух! Ух!                        «тарелочки»

Мчатся сани                       хлопки справа, слева в ритме

                                                                музыки

Во весь дух.                        2 раза топают

Ух! Ух! Ух!                         «тарелочки»

Снег под горкой                 хлопки в ритме музыки

Словно пух.                        2 хлопка над головой.

 

Совместная музыкальная деятельность  родителей и детей:

Музыкальное развлечение «Зимние забавы».

 

Работа с педагогами:

Консультация музыкального руководителя: «Музыкально-ритмическая деятельность старших дошкольников».

Мастер -класс «Эвритмия в играх и упражнениях»

 

Февраль 2020:

 

Образовательная деятельность с воспитанниками:

(Эвритмические упражнения, направленные на реалаксацию)

 

 «ОЛЕНИ».

Цель: расслабление группы мышц посредством упражнений на релаксацию.

Представим себе, что мы - олени (поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами) вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки! (показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы) Руки стали твердыми, как рога у оленя. Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки

Уроните на колени (руки уже не скрещивают) Расслабились руки. Отдыхают, слушайте и делайте как я.

-Посмотрите-мы олени, рвется ветер нам навстречу

Ветер стих-расправим плечи

Руки снова на колени, а теперь немного лени.

Руки не напряжены и расслаблены.

(Педагог легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев)

-Знайте, девочки и мальчики, отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко. (расслабление мышц ног)

Руки не напряжены и расслаблены

Наши руки так стараются, пусть и ноги расслабляются.

«ПРУЖИНКИ»

Цель: снятие мышечного напряжения с помощью упражнений на релаксацию.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол (показывает движение) Снова прижмем стопы к полу! Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело’ Ноги напряжены, перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем! Слушайте и делайте как я;

-Что за странные пружинки упираются в ботинки (выполняют движения)

Ты носочки опускай, на пружинки нажимай

Крепче, крепче нажимай, нет пружинок-отдыхай (выполняют движения)

Руки не напряжены, ноги не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики, отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

 

 

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей:

Музыкальное развлечение «Буду, как папа»,

Работа с педагогами:

Консультация «Музыкальные упражнения на снятие мышечного напряжения».

 

Март 2020

(Игры на развитие ассоциативного мышления с элементами эвритмии)

 

«ЭМОЦИИ»

Цель: развивать ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение, продуцировать неординарные идеи и образы.

Для проведения игры используются карточки с нарисованными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность…). Карточки раздаются участникам, каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту, или иную эмоцию. Дети пытаются определить услышанное и увиденное.

 

 «ДИРИЖЕР»

Цель: развивать умение передавать эмоции, чувства, образы посредством мимики, движений.

Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки, что приносит и нужный психотерапевтический эффект.

Ритмопластический этюд «РОСТОК»

 Цель: упражнение направлено на постановку корпуса головы, плавные, выразительные движения.

Музыкальное сопровождение – спокойная, неторопливая мелодия.

Исходное положение: приняв положение сидя на ногах, руки «склеены» вместе.

Очень медленно из земли появился первый росточек. Он рос неторопливо, всё выше и выше. (встали в полный рост) У него появился вначале один лепесток (правая рука плавно через верх отводится в сторону). Затем появился другой лепесток. Когда пошёл дождик, наш росток потянулся высоко вверх и радуясь закружился со своими друзьями. Потом наступил вечер, и наш росток сложил свои листочки и сладко уснул до следующего утра.

 

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей:

 Праздник, посвященный Международному женскому дню.

 

Работа с педагогами:

Консультация «Музыкальные упражнения с использованием эвритмии»

 

Апрель2020

 

(Музыкальные этюды с применением эвритмии)

 

Этюд «Утро»

Цель: передать мимикой и движением утреннее пробуждение, ощущение солнечного луга, любование рассветом.

Музыкальный ряд: «Птичий гомон ...» П.Чайковский.

Лучик солнца золотой Поиграть решил со мной.

Пробежался по лицу,

Задержался на носу,

Глазки мне пощекотал И куда-то вдруг пропал.

И решил я: Хватит спать!

Нужно лучик мне догнать!

Я тихонько улыбнулся,;

Потянулся и проснулся.

Встал и посмотрел в окно Ну, а лучик там давно.

Вместе с солнцем он встает Утро за собой ведет.

И сигналит: Просыпайтесь!

На зарядку собирайтесь!

Этюд « На зарядку»

Цель:развить общую двигательную активность,

ритмичность, пластичность движений.

Музыкальный ряд: песня « На зарядку» сл. Т. Юрченко муз. О. Дыкань.

Громко, громко поутру Спел петух ку-ка-ре-ку Просыпайся, детвора,

На зарядку всем пора.

Припев: Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы шагать Раз присели, два привстали Быстро, быстро побежал

Друг за другом мы идем Звонко, весело поем Руки вверх, вперед, назад Наклонились все подряд.

Припев: Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы шагать Раз присели, два привстали

 Быстро, быстро побежали.

Этюд «Фея Весны»

Цель:в танцевальной импровизации передать

волшебный образ Весны.

Музыкальный ряд: «Сладкая греза» П.Чайковский.

В зеленом платье из листвы,

В венке цветов весенних,

Явилась к нам Весна-Красна

 В весеннем опереньи.

Стройна как белая береза,

Прекрасна как сама заря,

Пушистые раскинув косы

Всех пробудила ото сна.

Совместная музыкальная деятельность  родителей и детей:

 Видеоконсультация  «Развитие пластических упражнений для детей и взрослых дома» .

 

Работа с педагогами:

Консультация «Музыкальные упражнения по развитию пластичности движений»

Мастер-класс «Эвритмические упражнения к тематической

неделе «Прилет птиц»

 

 

 3 этап -обобщающий , май 2020

Анализ музыкальной деятельности с позиции освоения движений детьми старшего дошкольного возраста посредством использования эвритмии.

Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта: «Развитие культуры движения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством эвритмии».

Виды музыкальной деятельности с применение эвритмии:

• Слушание;

• Пение;

• Песенное творчество;

• музыкально-ритмические движения;

• Музыкально-игровое и танцевальное творчество;

 

Методы и приемы, используемые в реализации проекта:

• игровой,

• наглядно-слуховой,

• наглядно-зрительный, 

• словесный,

•  практический метод,

• беседы, рассказы, пояснения, инструкции.

• методы сравнения с картинами природы, позволяющие полнее охарактеризовать представленные звуковые образы.

Основные формы реализации проекта:

• Беседы и консультации для педагогов.

• Валеологические песни-распевки.

• Речевые и дыхательные упражнения.

• Цикл пальчиковых игр.

• Коммуникативные игры.

• Игровой массаж.

• Танцевально-двигательная терапия (этюд)

• Чтение художественной литературы.

Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта:

• Тренинги;

• Собрания и консультации;

• Педагогические гостиные;

• Ролевые, имитационные игры;

• Совместные досуги, праздники

• Дни открытых дверей

• Выпуск тематических стенгазет

• Семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.

Результаты работы:

1.Детей с ОВЗ

Диагностика музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ показала, что реализация данного проекта прошла успешно:

- У дошкольников сформировался музыкальный вкус;

-  Музыкально-культурный кругозор личности стал шире;

-  Дошкольники расширили свое представление о том, что основу ритмики составляет музыка, а движения используются как средство более глубокого её восприятия и понимания;

- У детей развилось умение слушать; умение и способность воплощать художественные образы при помощи выразительных движений;

Дошкольники в более полной мере стали ощущать гармоничную слитность своих движений с музыкой. Дети с ОВЗ стали  воспроизводить музыкальные образы  с помощью мимики и жестов. Постановка ритмопластических спектаклей способствовало расширению творческого потенциала ребёнка, воображения, его теоретических знаний в области музыки, искусства танца, основ сценического искусства; развитию координации движений, способности ориентироваться в пространстве; формированию красивой осанки, свободы и естественности движений.

Внедрение данного проекта благотворно сказалось на становление навыков общения, личностному развитию дошкольников, развитию инициативы, самостоятельности решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений. Дети стали активнее и раскрепощеннее. Активность детей подтверждается их активным участием в досугах и праздниках, родительских собраниях, в организации мини-спектаклей для малышей.

2. Педагогов: 

-Повысился профессионализм;  

 -Внедрены новые методы в работе с детьми.  Самореализация педагогов

3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика музыкального развития каждого ребенка

4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и  использование  собственного опыта  в качестве источника обучения.

Литература по обеспечению проектной деятельности:

1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.Волкова А.А. Воспитание детского творчества.

3.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце.

4. Дубах-Донат А.М. Основные элементы эвритмии: рукопись / - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998 -284с.

5. Игровые  досуги  для  детей  И. В. Бодраченко – Москва «Сфера» 2009.

6. Инновации в логопедическую группу О. Е. Громова – Линка-пресс Москва 2008.

7. Искусство эвритмии. - М.: Парсифаль, 1996. - 208 с.

8.Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду.

10. Сайкина Е.Г, Филирева Ж.Е. «Са-фи-дансе».Танцевально-игровая гимнастика для детей.

11. Сказки и пьесы для семьи и детского сада Т. Рик – Линка-пресс Москва 2008. 12.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика

13. Сказки и пьесы для семьи и детского сада Т. Рик – Линка-пресс Москва 2008.

14. Штайнер Р. Эвритмия как видимая речь. - Киев: Наири, 2012.

15. Штайнер Р., Штайнер фон Сиверс М. Формирование речи и драматическое искусство. - Одесса: Изд. Бартенево 2009.

16.Штайнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996.

17. Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995.


20 января 2021 в 11:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.