Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №6 г. Пролетарск
Проект «Развитие культуры движения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством эвритмии»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области Проект
«Развитие культуры движения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством эвритмии» Автор: Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель База внедрения проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области Участники : музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, воспитатели, педагог-психолог, учитель- логопед, родители. Вид проекта: по направленности: музыкально-оздоровительный; по продолжительности: долгосрочный (сентябрь2019- май 2020г); по количеству участников: коллективный Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям: – социально-личностное; – познавательно-музыкальное; – речевое; – художественно-эстетическое; Проблема: поиск эффективных путей развития движений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе занятий музыкальной деятельностью в дошкольном учреждении. Актуальность проекта: Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. На данный период эта проблема становится еще более актуальной и в нашем детском саду. Дети с общим недоразвитием речи посещают детский сад и они тоже хотят полноценно радоваться жизни, принимая в ней активное участие. Только это дает ребенку чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности. Однако, такие дети чаще скованны на занятиях, движения в играх и танцах неуклюжи и хаотичны, дети эмоционально закрепощены. Актуальность музыкальной деятельности заключается в том, что она позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных движений в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Эмоциональная закрепощенность дошкольников с ОВЗ и слабое проявление артистических способностей, а так же низкие показатели у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по следующим показателям освоения программы: • развитие ассоциативно – образного мышления, фантазии и творческого воображения при выполнении творческих заданий; • развитие слухового фона детей и способность его сопоставлять с заданным образом; подтолкнули меня к поиску и применению в музыкальной деятельности инновационных подходов в развитии движений детей с ОВЗ в музыкальной деятельности.
Изучение методической литературы, а так же опыта коллег- музыкальных руководителей, педагогов дошкольного образования позволило мне сделать вывод о необходимости включения эвритмии в педагогический процесс как эффективной игровой терапии, оказывающей положительное влияние на культуру движения детей. В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как – арт-терапия (Р.Штейнер). Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую терапию, в том числе и сказкотерапию, кинезитерапию, эвритмию. Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересной по сути и содержанию является эвритмия. Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве. Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Ёе основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером. Она успешно используется в традиционном образовании, как дополнительная возможность самовыражения для детей. Поэтому мной была поставлена цель проекта - разработать систему развития движения с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством включения эвритмии в музыкальную деятельность. Перед собой я поставила следующие задачи: 1. Изучить современные теоретические исследования и передовой педагогический опыт по проблеме. 2. Внедрить технологию, методы и приемы, обеспечивающие эффективность развития движений посредством эвритмической гимнастики в музыкальной деятельности. 3. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижений эффективных результатов по обозначенной теме. 4. Выявить эффективность реализации системы использования в музыкальной деятельности эвритмии. Новизна: развитие движений и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при систематическом использовании в музыкальной деятельности эвритмической гимнастики. Предполагаемый результат: 1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; 2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; 3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног; 4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения); 5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; 6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. План реализации проекта:
Виды музыкальной деятельности с применение эвритмии: • Слушание; • Пение; • Песенное творчество; • музыкально-ритмические движения; • Музыкально-игровое и танцевальное творчество;
Методы и приемы, используемые в реализации проекта: • игровой, • наглядно-слуховой, • наглядно-зрительный, • словесный, • практический метод, • беседы, рассказы, пояснения, инструкции. • методы сравнения с картинами природы, позволяющие полнее охарактеризовать представленные звуковые образы. Основные формы реализации проекта: • Беседы и консультации для педагогов. • Валеологические песни-распевки. • Речевые и дыхательные упражнения. • Цикл пальчиковых игр. • Коммуникативные игры. • Игровой массаж. • Танцевально-двигательная терапия (этюд) • Чтение художественной литературы. Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта: • Тренинги; • Собрания и консультации; • Педагогические гостиные; • Ролевые, имитационные игры; • Совместные досуги, праздники • Дни открытых дверей • Выпуск тематических стенгазет • Семинары -практикумы по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям. Результаты работы: 1.Детей с ОВЗ Диагностика музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ показала, что реализация данного проекта прошла успешно: - У дошкольников сформировался музыкальный вкус; - Музыкально-культурный кругозор личности стал шире; - Дошкольники расширили свое представление о том, что основу ритмики составляет музыка, а движения используются как средство более глубокого её восприятия и понимания; - У детей развилось умение слушать; умение и способность воплощать художественные образы при помощи выразительных движений; Дошкольники в более полной мере стали ощущать гармоничную слитность своих движений с музыкой. Дети с ОВЗ стали воспроизводить музыкальные образы с помощью мимики и жестов. Постановка ритмопластических спектаклей способствовало расширению творческого потенциала ребёнка, воображения, его теоретических знаний в области музыки, искусства танца, основ сценического искусства; развитию координации движений, способности ориентироваться в пространстве; формированию красивой осанки, свободы и естественности движений. Внедрение данного проекта благотворно сказалось на становление навыков общения, личностному развитию дошкольников, развитию инициативы, самостоятельности решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений. Дети стали активнее и раскрепощеннее. Активность детей подтверждается их активным участием в досугах и праздниках, родительских собраниях, в организации мини-спектаклей для малышей. 2. Педагогов: -Повысился профессионализм; -Внедрены новые методы в работе с детьми. Самореализация педагогов 3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика музыкального развития каждого ребенка 4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и использование собственного опыта в качестве источника обучения. Литература по обеспечению проектной деятельности: 1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2.Волкова А.А. Воспитание детского творчества. 3.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. 4. Дубах-Донат А.М. Основные элементы эвритмии: рукопись / - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998 -284с. 5. Игровые досуги для детей И. В. Бодраченко – Москва «Сфера» 2009. 6. Инновации в логопедическую группу О. Е. Громова – Линка-пресс Москва 2008. 7. Искусство эвритмии. - М.: Парсифаль, 1996. - 208 с. 8.Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001. 9. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. 10. Сайкина Е.Г, Филирева Ж.Е. «Са-фи-дансе».Танцевально-игровая гимнастика для детей. 11. Сказки и пьесы для семьи и детского сада Т. Рик – Линка-пресс Москва 2008. 12.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика 13. Сказки и пьесы для семьи и детского сада Т. Рик – Линка-пресс Москва 2008. 14. Штайнер Р. Эвритмия как видимая речь. - Киев: Наири, 2012. 15. Штайнер Р., Штайнер фон Сиверс М. Формирование речи и драматическое искусство. - Одесса: Изд. Бартенево 2009. 16.Штайнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996. 17. Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995.
20 января 2021 в 11:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.