Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №6 г. Пролетарск

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическая деятельность старших дошкольников»

 Консультация для педагогов

«Музыкально – ритмическая деятельность старших дошкольников»

Актуальность проблемы

Основной задачей музыкально-ритмических движений является воспитание интереса и любви к музыке, обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями. Развивать умение у детей выражать в движении характер музыки ее настроение. Уметь различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, ритм, различать 2Х-3Х частную форму.

Самостоятельно ориентироваться в пространстве. Развитие творческих способностей,что означает:

- умение описывать словами муз. образ и содержание муз. произведения

- умение сочинять несложные плясовые движения и их комбинации

- умение использовать знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку

- развитие воображения, фантазии.

Развитие и тренировка психических процессов, а это развитие воли, произвольного внимания, способности координировать слуховое представление. Развивать эмоциональные сферы и умение выражать свои эмоции в мимике.

Развитие музыкальной и двигательной памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

- развитие способности к эмпатии - умению сочувствовать, сопереживать другим людям и животным

- воспитание стремления и умения обучать муз. движениям детей младшего возраста

- воспитание умения вести себя в группе во время движения со сверстниками и с детьми младшего возраста

- воспитание культурных привычек.

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка. В основе музыкально-ритмических движений лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ее является закон от музыки - к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновение и понимание музыкального искусства. Известный психолог Б. М. Теплов, проводивший обширные исследования психологии музыкальных способностей,утверждал: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем передача в движении, понимая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях. Самыми доступными движениями для детей, являются естественные, или основные движения.

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний.

За время пребывания в детском саду дети приобретают опыт музыкального восприятия. К шести годам они умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении, слышат вступление, легко различают 2Х-3Х частную форму произведений; отличают в движении изменение динамики, темпа, чувствуют чередование музыкальных фраз, предложений; выделяют акцепты, сильную долю такта, с большим интересом и желанием откликаются на творческие задания (танцевальные и игровые, проявляя самостоятельность, инициативу, творческую активность.У детей шести - семи лет достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать, легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях, скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширял и уменьшал его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; выполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг с приседанием, полуприседанием, кружиться продвигаясь вперед, способны передавать игровые образы различного характера.

Я добиваюсь, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. У ребенка необходимо вырабатывать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроения, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки. Дети должны не просто передать образ лисы, зайца, медведя. А уметь показать характер персонажа, наиболее яркие, своеобразные его повадки. Детей этого возраста я знакомлю с различными жанрами музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).

Значительно расширяю объем упражнений, особенно гимнастических и танцевальных. Наиболее сложными из них являются движения рук. Тщательно работаю над мягкостью, плавностью и выразительностью движений. С этой целью чаще даю упражнения способствующие расслаблению мышц рук. К сложным движениям требующим длительного времени разучивания,отношу: боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки. Подготовительные и подводящие упражнения помогают в освоении этих движений. На утренней гимнастике,физкультурных занятиях учу детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, шеренгу, круг во время движения и на месте, выполнять все упражнения не только ритмично, но сохранять указанный темп.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на музыкальных занятиях.

Распределяю музыкально-ритмическую деятельность следующим образом:

1) Музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

2) Пляски.

3) Игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально-дидактические).

4) Хороводы

5) Построения, перестроения.

6) Праздничные упражнения с предметами (шарами, цветами, лентами, мячами).

7) Задания на танцевальное и игровое творчество.

Распределяю все эти задания следующим образом. В 1ч. занятия обычно даю 2-3 упражнения, разучиваю пляску, провожу задание на развитие танцевально-игрового творчества.

Из танцевальных движений отбираю такие, как танцевальный шаг с приседанием, полуприседания и т. п. Использую подготовительные упражнения к разучиванию движений.

В последней части занятия обычно провожу музыкальные игры, предлагаю творческие задания. Задания на развитие танцевального и игрового творчества также применяю на каждом занятии.

Важно научить каждого ребенка не механически подходить к выполнению заданий, не копировать движения товарищей, а действовать творчески, проявлять активность в нахождении новых вариантов. С этой целью провожу индивидуальные занятия, использую различные методические приемы.

Методические приемы варьирую в зависимости от используемого музыкально-ритмического материала (игра, пляска, упражнения, хоровод).

Главная задача - создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.

Музыка откроет для ребенка богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

Для развития танцевально-игрового творчества предлагаю творческие задания. С этой целью использую фольклорный песенно-игровой, танцевальный материал.

Вначале это несложные задания.

Например, детям предлагаю самостоятельно выполнить движения под музыку в соответствии с текстом песни, структура которой содержит в себе элемент импровизации. Чаще всего в этих импровизациях 2-3 действующих лица. Ребенок, создавая тот или иной образ, должен показать, как он понимает содержание песни и характер музыкального произведения. С новым повтором игры, инсценировки выбирают новых исполнителей, т. е. каждый должен иметь возможность проявить себя. Такие песни, как «Котик и козлик» Е. Тиличеевой, «Задорные чижи» Я. Дубравина, «Гуси гусенята» Александрова, используются в качестве творческих заданий.

Песни «Пошла млада за водой»«Как у наших у ворот»(р н. мелодии) «Веселые музыканты», Е. Тиличеевой хорошо обыгрываются на занятиях и в свободное от занятий время. Часто не даю готовую композицию, а предлагаю самим детям обыграть эти песни и придумать движения. Затем отбираю удачный вариант и разучиваем его. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствуют накоплению музыкальных впечатлениймузыкального опыта.

С целью развития танцевальных импровизаций хорошо использовать различные’переплясы. Дети с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений. Конечно, эти попытки в придумывании своего танца еще не уверены. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно включаются в такие задания. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение.

Музыкально-ритмическую деятельность планирую. Составляю перспективный план на каждые текущие два-три месяца. Стремлюсь к тому, чтобы репертуар был музыкальным, выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела, и в тоже время, был доступным для исполнения.

Подбирая музыку, стремлюсь к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные и т. д.). Подби-

рая музыку для ритмических композиций, стремлюсь к разнообразию стилей и жанров, поэтому включаю такие произведения,как:детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова,народные мелодии: «Калинка»«Светит месяц» и др., эстрадные мелодии (например, пьесы А. Петрова, музыкальные произведения в исполнении П.Морно: «Под музыку Вивальди»«Жаворонок»,классические произведения: «В пещере горного короля» Э. Грига, «Аквариум» К. Сен-Сокса, «Менуэт» Л. Боккерини, «Итальянская полька» С. Рахманинова и др.).

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Музыка это не фон, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того какие впечатления ребенок получает в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания. Использую фонограммы на занятиях. Целесообразность грамзаписей диктуется с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных инструментах, а с другой стороны - возможностью самой осуществлять показ в процессе разучивания движений.

19 января 2021 в 20:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.