Лебедева Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №6 г. Пролетарск

«Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя»


 Доклад музыкального руководителя для педагогов на тему:

«Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя»

Эффективность музыкальной работы дошкольного учреждения во многом зависит от активного участия в ней воспитателей. Воспитатель является помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях, вечерах досуга, праздничных утренниках. Он направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в повседневную жизнь (утреннюю гимнастику, прогулки, детские игры, трудовые процессы, различные занятия).

Общая музыкальная подготовка предусматри­вается и для учащихся вечерних и заочных отде­лений педучилищ. Получить специальное педаго­гическое образование, пополнить багаж педагогических знаний стремятся многие практические работники детских садов, для которых создана сеть вечернего и заочного обучения.

Количество музыкальных дисциплин на вечерних и заочных отделениях и часы, отведенные на каждую из них, значительно сокращены по сравнению с дневным отделением. Музыкальные предметы (пение с элементами музыкальной грамоты, методика музыкального воспитания, ритмика) даются очень сжато и компактно, большое значение придается самостоятельной работе уча­щихся, выполнению контрольных работ, зачет­ным занятиям. Поэтому помогать воспитателям в работе должны музыкальные руководители детских садов.

К сожалению, не во всех детских садах музы­кальные руководители уделяют должное внима­ние систематической работе с воспитателями, Первый урок ритмики с заочниками показывает, что многие воспитатели, проработавшие в детских садах уже несколько лет,« не умеют слушать музыку, согласовывать с ней движения, не владеют двигательными навыками, предусмотренны­ми «Программой воспитания в детском саду». У некоторых обнаруживается слабая координация движений (неправильно сочетают движения рук и ног), плохая осанка, недостаточно развиты тор­мозные процессы (не умеют с окончанием музыки остановиться).

Музыкальный руководитель порой не умеет наладить контакта с воспитателем, не заботится о повышении его музыкальной культуры. Это от­носится в первую очередь, к неопытным музы­кальным руководителям, которые недооцени­вают роль воспитателя, плохо используют его в музыкальной работе. Поэтому перед преподава­телями ритмики в педагогических училищах ста­вятся серьезные задачи в деле музыкально-ритмической подготовки воспитателей. Ритмика помогает заложить фундамент знаний и навыков, необходимых воспитателям в их практической деятельности в детском саду, связанных с музы­кальным искусством.

Музыкально-ритмическое воспитание учащих­ся заочного отделения идет по двум основным направлениям: работа над музыкально-ритмическими навыками и над навыками выразительного движения.

Важно научить учащихся внимательно вслу­шиваться в музыку, улавливать ее настроение, разбираться в структуре в связи с развитием му­зыкальных образов, подмечать изменения дина­мики, темпа, регистровой окраски, уметь ориенти­роваться в метроритмических соотношениях. Воспитание эмоциональной отзывчивости на му­зыку, формирование чувства ритма, умение отра­жать в движениях не только общий характер му­зыки, но и некоторые средства музыкальной вы­разительности, играющие доминирующую роль, — вот главные задачи, которые стоят перед препо­давателями ритмики. Одновременно идет работа над развитием выразительности, ритмичности, пластичности движений, взятых из области физ­культуры, сюжетной драматизации и танца.

Художественные музыкальные произведения, отобранные для ритмических занятий, создают определенный эмоциональный настрой, тем са­мым облегчая овладение двигательными навыка­ми. Поэтому предварительное прослушивание музыки перед, упражнениями, ее подробный раз­бор совершенно необходимы. Учащиеся научатся понимать, почему в одних случаях надо перехо­дить на контрастные движения, в других —при­дать движениям новый оттенок или возвратить­ся к ранее исполняемому движению.

Большое внимание мы уделяем теме «Харак­тер музыкального произведения, его темп и ди­намические оттенки». Она дает возможность оз­накомить учащихся с разнообразием характера музыкальных произведений (веселого, оживлен­ного, энергичного, торжественного, спокойного) и с тончайшими его оттенками, приучает выпол­нять все движения под музыку с различной эмо­циональной окраской. Учащиеся знакомятся с выразительным значением темпа, учатся реагиро­вать на смену темпа, постепенное его ускорение или замедление. Они начинают воспринимать ди­намические оттенки музыки, усиление и ослабле­ние ее звучания и в связи с этим двигаться с раз­личной силой, размахом и объемом мускульного движения.

Не менее важное значение мы придаем теме «Форма музыкального произведения», где учащи­еся знакомятся с одночастной, двухчастной и трехчастной формами произведения, музыкаль­ными фразами и мотивами, строением куплетной песни, вступлением, учатся менять свои движе­ния. В любом упражнении, пляске, игре обя­зательно анализируется структура музыкально­го произведения, связанная с развитием его му­зыкальных образов.

Остальные темы представлены обзорно. Так, изучая тему «Метрическое строение музыки», мы даем представление об основных размерах про­изведений, связывая их с понятиями о польке, вальсе, марше. Знакомим учащихся со схемами дирижерских жестов, обращаем внимание на мет­рическую пульсацию. Прорабатывая тему «Дли­тельности и ритмический рисунок», учащиеся зна­комятся с основными длительностями (восьмые, четверти, половинные), с ритмическими рисунка­ми несложных песен (учатся их прохлопывать и проходить шагами).

При изучении этих тем необходимо широко ис­пользовать основные движения (ходьбу, бег, прыжки, поскоки), на которых строятся многие музыкально-ритмические упражнения и которые доступнее учащимся, так как чаще встречаются в их практической деятельности (на утренней гимнастике, физкультурных занятиях). Поэтому с первых уроков ритмики мы стараемся уделить им особое внимание, показывая их разнообразие и взаимосвязь с музыкой.

Начинаем мы с яркого, подъемного, торжест­венного «Марша энтузиастов» И. Дунаевского, который помогает отрабатывать бодрую устрем­ленную ходьбу. Следим за осанкой учащихся, их шагом с носка и энергичными взмахами рук. Добиваемся, чтобы они начинали ходьбу сразу после музыкального вступления и четко заканчи­вали ее с концом музыки.

Используем для работы и марш Н. Леви, име­ющий динамические контрасты во второй части. Переход с широкого сильного шага вперед к вы­сокому шагу на месте затрудняет многих учащихся и дается им не сразу. Тогда мы предлагаем ти­хими и громкими хлопками отмечать динамиче­ские изменения музыки, после чего учащиеся де­лают меньше ошибок в смене видов ходьбы.

Усложняя задание, переходим к маршам, име­ющим затактовое начало мелодии («Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Физкульт-ура!» Ю. Чичкова). Здесь ходьбу нужно начинать с сильной доли после затакта, являющегося как бы моментом подготовки к последующему дви­жению. Четкая и ритмичная мелодия «Рондо-марша» создает бодрый настрой.

Наибольшую трудность для учащихся представляет пружинящий шаг. Над его элементами приходится работать особенно тщательно: учить мягко сгибать ноги в коленях, активно отталки­ваться вверх, выпрямляя колени, сохраняя хоро­шую осанку. Помогают и систематические уп­ражнения в пружинящем полуприседании, кото­рые чередуются с вставанием на носки, когда пятки отрываются от пола, а корпус как бы под­брасывается вверх активным движением ног. Непрерывность движений, мягкость приземления, качание рук вперед-назад при подъеме на носки, хорошая осанка — вот те требования, выполнение которых обеспечивает усвоение данных упраж­нений.

Мы объясняем учащимся, что пружинящий шаг полезен для детей. Он используется в пляс­ках, хорошо подводит к поскоку, помогает в ра­боте над легкостью и мягкостью движений. По­мимо музыкальных занятий его надо включать в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. Выразительный качественный показ воспитателем этого движения послужит хорошим образ­цом для детей.

Марш «Физкульт-ура!» отличается разнообра­зием регистровой окраски, позволяющей вводить новые задания на ориентировку в коллективе и пространстве: перестраиваться из колонны в пары, тройки; идти врассыпную, в противополож­ном направлении за новым вожатым и т. д.

Постепенно учащиеся начинают осознавать, что ходьба бывает разной Внимательно вслуши­ваясь в музыку, можно, определить, какой вид ходьбы лучше отвечает характеру данного музы­кального произведения и его выразительным средствам.

Переходя от ходьбы к бегу, мы знакомим уча­щихся с его разнообразными видами. Выясняем, что многие во время бега плохо работают рука­ми (сгибают их в локтях и прижимают к корпу­су), слабо координируют движения рук и ног, не выносят корпус вперед при стремительном и ши­роком беге или не откидывают его назад при вы­соком беге, бегут неритмично. Плохо осваивают учащиеся и неторопливый танцевальный пружи­нящий бег, который встречается в танцевальных упражнениях и плясках Систематическая трени­ровка, показ образца педагогом и лучшими учащимися, конкретные указания и замечания посте­пенно дают положительные результаты. Учащие­ся начинают чувствовать себя увереннее, их дви­жения приобретают легкость, стремительность, полетность.

Мы подчеркиваем, что в работе над бегом с детьми воспитатели должны опираться и на эмо­циональное содержание музыки, по возможности связывать движения с образами (птиц, жуков, самолетов, снежинок и т. д.), давать детям предметы, помогающие развивать легкость и устремленность бега (ленточки, шары и т. д.).

Поскоки с ноги на ногу осваиваются большин­ством учащихся сравнительно легко, так как предварительная работа над пружинящей ходь­бой, бегом, прыжками подводит их к этому дви­жению. У некоторых поначалу встречаются от­дельные недостатки: делают слабый толчок вверх, плохо оттягивают носок, прижимают со­гнутую в колене ногу к другой ноге, недостаточ­но хорошо работают руками, однако все это при желании можно преодолеть. В зависимости от музыки поскоки выполняются с различной силой и выразительностью.

Так, в упражнении «Заводим волчки» (муз. Л. Шитте) грациозная подвижная музыка пред­полагает легкий изящный полетный поскок впе­ред на одну музыкальную фразу. Затем все кру­жатся (поскоком) на месте (на однообразную мелодию второй фразы заведенный «волчок» на­чинает вращаться).

В упражнении «Радуемся солнышку» (муз. С. Затеплинского) радостная, подъемная музыка диктует выполнение сильного высокого стремительного поскока с энергичными взмахами рук, хорошим отскоком вверх. Вторая часть му­зыки звучит мягче, тише, спокойнее, и движение меняется — исполняется неторопливый пружиня­щий шаг. Учащихся привлекает в этих упражне­ниях яркий характер музыки, их образность и до­ступность.

В работе над танцевальными элементами (бо­ковым галопом, переменным шагом, шагом поль­ки) мы стараемся опираться на практический опыт наших учащихся, широко используем до­школьный репертуар. Внимательно относимся к подбору музыки для танцевальных движений и выразительному их исполнению.

Перед разучиванием бокового галопа обязательно отрабатываем приставной шаг в сторону (немецкая народная мелодия). Это упражнение учит четко приставлять пятку к пятке на мягком слегка пружинящем боковом шаге, сохранять правильный разворот ступней и корпуса. При ис­полнении бокового галопа добиваемся полетного, легкого характера этого движения, хорошей со­гласованности его с музыкой. Указываем уча­щимся на некоторые ошибки: слишком широкий шаг в сторону, слабый толчок вверх во время приставления пяток, поворот корпуса в сторону направления движения.

К переменному шагу подводим постепенно, да­вая ряд вспомогательных упражнений (образное упражнение «Петушок», притопы и хлопки под народные мелодии в ритме переменного шага и т. д.). Мы следим за тем, чтобы учащиеся пра­вильно исполняли три составных шага вперед, характерных для переменного шага (подробное описание см. в «Методике музыкального воспи­тания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлуги-ной). Некоторые на втором шаге приставляют ногу сзади или рядом с другой ногой, тем самым тормозя непрерывность движения. Переменный шаг может исполняться с постепенным ускоре­нием и замедлением в зависимости от звучания музыки.

При разучивании русских народных плясовых движений стараемся использовать эмоциональ­ный образ, чтобы учащиеся могли уловить их ха­рактер. Так, выставление ноги на каблук в рус­ской пляске является выражением плясового задора; спокойный, плавный устремленный шаг свойствен русским хороводам, отличающимся поэтичностью и широтой.

Под веселую бодрую задорную плясовую ме­лодию можно двигаться: топающим дробным ша­гом, выбрасывать ноги вперед, сильно притопы­вать одной ногой или двумя ногами поочередно, весело приплясывать на месте и т. д.

После переменного шага учащиеся довольно быстро осваивают шаг польки, который исполня­ется в том же ритме, но строится на поскоке и беге. Мы отшлифовываем это движение, добира­ясь его легкости и ритмичности.

Когда движения усвоены, полезно дать их в комбинации. Например, в «Детской польке» А. Жилинского сочетать шаг польки с боковым галопом на разные части музыки, в «Польке» Н. Ракова переходить с бокового галопа на рит­мические хлопки и кружение на легком беге и т. д.

Каждый урок ритмики завершается детской пляской, в которую входят разученные ранее эле­менты. Наряду с исполнением бытующих в дет­ских садах плясок («Аннушка» — чешская народ­ная мелодия, «Круговая пляска» — русская на­родная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я», «Кру­говой галоп» — венгерская народная мелодия и др.) мы знакомим учащихся с современными дет­скими танцами («Задорный танец» В. Золотаре­ва, «Давайте танцевать!» В. Комарова, «Чебу­рашка» В. Шаинского).

Большое значение мы придаем упражнениям для рук, включая их в каждой урок ритмики. Работаем над маховыми и плавными движения­ми, движениями кисти и пальцев, учим правиль­но выполнять разнообразные хлопки. Стараемся разучить известные образные упражнения из дет­ского репертуара («Мельница» Т. Ломовой, «Полоскание платочков» на русскую народную ме­лодию, «Ветерок и ветер» Л. Бетховена), вводим новые упражнения. Постепенно у учащихся сни­мается излишнее напряжение в мышцах, исчеза­ет скованность, появляется мягкость и плавность в движениях.

Таким образом, мы видим, что и на заочном отделении основные задачи ритмики (развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения) осуществляются в тесном единстве и связаны с эмоционально-об­разным восприятием музыки. Музыкально-рит­мические занятия предшествуют курсу методики музыкального воспитания в детском саду, подго­тавливая учащихся к изучению сложного для них предмета.

Тесная межпредметная связь двух музыкаль­ных дисциплин обеспечивает большую эффектив­ность обучения, создает предпосылки для лучше­го усвоения музыкальных знаний. Навыки, полу­ченные воспитателями в педучилище, дают им возможность шире внедрять музыку в повседнев­ную жизнь детского сада, активно помогать му­зыкальным руководителям.

Задача же музыкальных руководителей — уде­лять больше внимания воспитателям, проводить с ними систематическую работу, углубляя и за­крепляя то, что они получили в педагогических училищах.

https://sad35orsha.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-pedagogov-na-temu-muzykalno-ritmicheskaja-podgotovka-vospitatelja

19 января 2021 в 20:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.